История поколений ГБО – краткий обзор

История поколений ГБО – краткий обзор

гбо

Замену бензину искали всегда – вплоть с самого момента появления двигателей внутреннего сгорания, а первые автомобили на газе появились аж 100 лет назад. Конечно, тогда это была лишь примитивная установка генерирования газа (котел). Иными словами, жгли уголь или дрова, получали горючий газ, и автомобиль мог ехать. В современном мире все изменилось.

Как только появилось очищенное газовое топливо, в состав которого вошли сжиженные углеводородные газы, стали появляется современные конструкции газобаллонных установок, известные многим, как ГБО – эти установки изготавливались под разные типы автомобилей с разными типами двигателей. Состав газового топлива регламентируется специальными нормативными документами.

Почему ГБО стало развиваться?

Автомобили с бензина начали переводить на газ по одной простой причине – экономия, связанная, в первую очередь, с доступной ценой СПГ (сжиженного природного газа). Конструкция двигателей в целом не сильно менялась, а вот система подачи горючей смеси в камеру сгорания и сам процесс горения с отводом газов менялись очень сильно – от простых карбюраторов до сложных систем с фазированным распределенным впрыском. Эти изменения и подтолкнули конструкции газобаллонного оборудования к совершенствованиям и доработкам, поэтому сегодня насчитывается целых 6 поколений ГБО, а сама научно-исследовательская работа в отрасли не останавливается ни на секунду.

Поколения ГБО

Стоит отметить, что разделение газобаллонного оборудования на поколения весьма условно – многие установки в пределах одного поколения могут быть оборудованы целым рядом особенностей, которые присущи уже другому поколению. Таким образом, происходит смешение и гибридизация оборудования, среди которых все еще проступают некоторые основные черты, присущие каждому конкретному поколению:

  1. Первое поколение ГБО широко известно среди карбюраторных двигателей, либо моторов с впрыском выхлопных газов – без катализатора. Подача газа в таком оборудовании управляется при помощи вакуумных или электромагнитных клапанов.
  2. Второе поколение ГБО было разработано для двигателей с каталитической установкой и впрыском. Помимо клапанов, в такой системе управление происходит через лямбда-датчик газовоздушной смеси.
  3. Третье поколение систем оборудовано параллельным впрыском газа внутрь коллектора, поэтому такое оборудование устанавливалось на инжекторных двигателях. Данные системы использовали встроенные датчики качества смеси и собственные электромеханические блоки управления – спрос на третье поколение прекратился после появления экологических требований Евро-3.
  4. Четвертое поколение ГБО является самым востребованным на сегодняшний день, так как система фазированного распределенного впрыска позволяет автоматически переводить автомобиль с бензина на газ и обратно, в зависимости от режима работы двигателя. Штатные системы электронного контроля и датчики, а также бортовой компьютер могут обслуживать сразу две системы питания, а каждый цилиндр имеет две форсунки – для бензина и для газа.
  5. В пятом поколении ГБО существенно изменилось устройство подачи топлива – теперь газ подается в камеру сгорания в жидком виде при помощи топливного насоса, который расположен в баллоне и нагнетает стабильное давление газа в систему.
  6. Новейшее шестое поколение систем разработано под двигатели с непосредственным впрыском топлива, но широкого распространения пока не получило. В таком поколении нет разделения на разные инжекторы, так как система подачи газа врезается в штатную систему подачи топлива – получается два бака, один под газ, другой под бензин, а топливопровод и форсунки одни.

Подводя итог, можно сказать, что газ – это не только выгодный вид топлива сегодня, но и достаточно популярное решение среди автомобилистов. Именно поэтому газобаллонное оборудование постоянно эволюционирует, появляются новые модели и совершенствуются предыдущие.

 (С) 2020 ООО "ЧЕЛАВТОТРАНС"