Технологии ГБО. Плюсы и минусы.

Технологии ГБО (плюсы и минусы). 

На сегодняшний день существует шесть поколений газовых систем:

Если утрировать то поколений или стадий ГБО всего три, именно они имеют кардинальные отличия, но справедливости ради, стоит отметить — что между ними существуют так называемые гибридные (промежуточные) версии, которые также представляют за поколения, хотя это не совсем правильно.

Все отличие между «версиями» ГБО таится в системе питания. Ни для кого не секрет, что штатная система питания у автомобиля бензиновая. При установке газобаллонного оборудования, она изменяется или модифицируется, для потребления газа.

С развитием двигателя внутреннего сгорания, эволюционируют и системы питания, то есть меняется принцип подачи топлива в цилиндры силового агрегата. Также эволюционирует и замещение одного топлива на другое, то есть бензина на газ – каждый такой «виток» можно назвать поколением.

Как нам известно, система подачи топлива двигателя внутреннего сгорания – имеет всего три основных поколения. Это впрыск через карбюратор (он же механический), далее инжекторный распределенный, и непосредственный впрыск топлива. Именно к этим стадиям и приравнивается основные три изменения систем ГБО. Хотя, есть и переходные версии. Постараемся рассказать вам обо всех типах, начиная от самого первого, заканчивая последним шестым.

 

1

Первое поколение

Если утрировать то поколений или стадий ГБО всего три, именно они имеют кардинальные отличия, но справедливости ради, стоит отметить — что между ними существуют так называемые гибридные (промежуточные) версии, которые также представляют за поколения, хотя это не совсем правильно.

Все отличие между «версиями» ГБО таится в системе питания. Ни для кого не секрет, что штатная система питания у автомобиля бензиновая. При установке газобаллонного оборудования, она изменяется или модифицируется, для потребления газа.

С развитием двигателя внутреннего сгорания, эволюционируют и системы питания, то есть меняется принцип подачи топлива в цилиндры силового агрегата. Также эволюционирует и замещение одного топлива на другое, то есть бензина на газ – каждый такой «виток» можно назвать поколением.

Как мы с вами знает система подачи топлива двигателя внутреннего сгорания – имеет всего три основных поколения. Это впрыск через карбюратор (он же механический), далее инжекторный распределенный, и непосредственный впрыск топлива. Именно к этим стадиям и приравнивается основные три изменения систем ГБО. Хотя, есть и переходные версии. Постараемся рассказать вам обо всех типах, начиная от самого первого, заканчивая последним шестым.

 

2

Второе поколение

Это тоже первое поколение, но с применением электронного дозатора, который по сигналам лямбда-зонда осуществляет дозирование газового топлива. При использовании такого дозатора минимизируется расход газового топлива. Плюсом этого вида является оптимизация дозирования газа. Здесь решили модернизировать запорный клапан в редукторе – теперь он не вакуумный, а электромагнитный, что реально было просто прорывом. Теперь можно не выходя из салона выбирать вид топлива специальной кнопкой, запирается либо бензин, либо газ – удобно. Также большим плюсом можно отметить холодный «старт» – электромагнитный клапан, теперь пускает небольшое количество газа в систему перед пуском, что облегчает запуск холодного двигателя.

Критические отличия кроются в том, что теперь появилась возможность использования этой системы на инжектором двигателе, это либо моновпрыск, либо первые поколения распределенного впрыска.
3

Третье поколение

Это система впрыска газового топлива. Эта система характеризуется тем, что газ в цилиндры подается под давлением. Используется дифференциальный редуктор, который в зависимости от разряжения во впускном коллекторе поддерживает давление в магистрали до одной либо двух газовых форсунок, от которых идёт распределённая подача газа в цилиндры. Форсунки дозируют газ по сигналам электронного блока, который обрабатывает сигналы штатных датчиков автомобиля (лямда-зонд, датчик положения дроссельной заслонки, датчик абсолютного давления, датчик температуры и т.д.)

Достоинствами этой системы являются: гарантия от обратного хлопка, так как подвод газа осуществляется через отверстия, которые сверлятся во впускном коллекторе вблизи впускных клапанов, т.е. порция, подготовленная для горения газо-воздушной смеси минимальна, динамика автомобиля приближенна к бензиновой, не будет прогара газораспределительного механизма, так как дозирование газа осуществляется по лямда-зонду (газо-воздушная смесь будет всегда стехиометрическая, ни бедная, ни богатая)

К недостаткам этих систем можно отнести то, что это более дорогостоящее оборудование, настройка осуществляется только с компьютера, нестабильность некоторых настроек из-за разного газа (соотношение пропана и бутана)
4

Четвертое поколение

Система еще более продвинутая, здесь мы уже видим настоящий распределенный впрыск газовой смеси в цилиндры, это опять же прорыв.
Редуктор здесь всегда имеет постоянное давление газа в системе, сейчас он лишен функции впрыска топлива во впускной коллектор. Тут появляются газовые форсунки (каждая на свой цилиндр), которые забирают давление от редуктора. После на каждую форсунку подходит свой шлейф от контроллера, и именно контроллер дает приказания впрыску газового топлива той или иной форсунке в нужный момент.

Если ДВС 4-х цилиндровый, то устанавливаются четыре форсунки, если 6 цилиндровый, то шесть форсунок и т.д. Сигнал о длительности впрыска газа используется со штатных бензиновых форсунок, т.е. в дозировании газа участвует штатный бензиновый контроллер.

Если взять метановые версии, то тут немного изменен редуктор и сам бак, для того чтобы выдерживать большие давления – больше разницы нет.
5

Пятое поколение

Использует смесь только пропан – бутан. Здесь совершенно по-другому устроена работа системы, изменения кардинальные. ГАЗ используется уже в жидком виде, а не в качестве пара, как у предыдущих типов. В баллон помещается топливный насос, схожий по своим показателям с бензиновым собратом, который нагнетает постоянное давление в системе.

Если сказать честно, то на данный момент это почти самая совершенная система, давайте пройдемся по плюсам:

  • Легкий пуск на газовой смеси, не нужно греть на бензине
  • Нет редуктора
  • Нет вмешательства в систему охлаждения двигателя
  • Снижение расхода газа (приближается к расходу бензина)
  • Все магистрали используют пластиковые трубки высокого давления, шлангов практически нет.
  • Увеличение мощности на газу.
6

Шестое поколение

Купить его сложно, даже для потребителей Европы, где он собственно и разработан, эта система базируется на двигателях с непосредственной системой впрыска топлива. Здесь уже нет разграничения на газовые инжектора и бензиновые, система врезается в штатную подачу топлива. Если утрировать, то различие только в баке, есть бензиновый и газовый – но один топливопровод и одни форсунки, которые впрыскивают топливо.

Нажали кнопку — идет газ, нажали другую — пошел бензин (газ прекратился). Такой симбиоз, намного облегчает систему газобаллонного оборудования. Как заверяют производители, теперь все характеристики бензина передадутся газу, а именно:

  • Такая же мощность
  • Такой же расход
  • Лучшая экология
  • Минимум оборудования
  • Легкость обслуживания

Правда, когда появится шестое поколение у нас в России не совсем понятно, но вроде как в Европе уже начинают производить.

Можно с уверенностью сказать что газ, скоро станет реально источником альтернативного топлива, ведь ездить на нем в два раза дешевле – тогда зачем платить больше, если не будет видно разницы.